Skip to main content

Мастер-класс «Практикум использования методик единого психодиагностического комплекса, рекомендованного для специализированных классов» на базе МОУ-ШИ Лицей №7 г.Бердска

Идея разработать и провести мастер-класс-практикум по согласованию процедур проведения и эффективной в работе с одаренными школьниками интерпретации методик единого психодиагностического минимума принадлежит педагогам-психологам сети спецклассов. Именно они 28 ноября 2013 года и стали активными участниками в обсуждении вопросов психодиагностики особенностей развития интеллектуальной одаренности школьников, специфики применения данных методов в практике психолого-педагогического сопровождения специализированных классов. 

Педагог-психолог Лицея №7 г.Бердска Татьяна Владимировна Шушакова представила практический опыт применения методик психодиагностического минимума, обозначив проблемные зоны организации и проведения процедур. Среди них можно назвать более медленный темп выполнения и дополнительные пояснения по отдельным вопросам Анкеты социально-психологической адаптации для школьников 7-9 классов (что требует дополнительного времени на проведение диагностики), оптимальные для практики способы проведения методики Н.В. Матюхиной, корректное понимание составляющих и их интерпретация в структуре стиля саморегуляции одаренных школьников – планирования, моделирования, программирования, контроля действий (методика В.И. Моросановой). Для специалистов сопровождения были предложены таблицы электронной обработки данных, минимизирующие временные затраты на обработку результатов  психодиагностики по классу(ам).

К отдельному обсуждению была представлена методика диагностика операционных характеристик мышления – концентрации внимания, скорости переработки информации, работоспособности Тулуз-Пьерона (в интерпретации Л.А. Ясюковой). Данная методика зарекомендовала себя в практике психолого-педагогического сопровождения как одна из наиболее надежных. Несмотря на некоторую времязатратность в обработке, методика Тулуз-Пьерона позволяет выявить среди одаренных школьников высокоскоростных и медлительных подростков (в качестве причины могут выступать: тип нервной системы – особенности протекания нейродинамических процессов, темперамент, повышенная тревожность и неуверенность в себе, чрезмерный перфекционизм  - высокая точность за счет снижения темпа), а также диагностировать нарушение внимания как одну из достаточно частотных трудностей в развитии интеллектуальной одаренности (Е.И. Щебланова, Неуспешные одаренные школьники, 2012). Во всех из указанных случаев ребенок-интеллектуал нуждается в поддержке и специальной помощи со стороны педагога и педагога-психолога, особенно когда речь идет об его обучении в интенсивных образовательных условиях.

На мастер-классе все методики, а также полученные в результате их использования данные обсуждались специалистами с точки зрения построения последующей развивающей работы, в соответствии с выделенными в результате диагностики проблемными зонами в развитии интеллектуальной одаренности. Так, например, при рассмотрении способов развивающей работы со школьниками - обладателями различных профилей саморегуляции, обсуждалось использование рисуночной методики И.Л.Соломина «Мой жизненный путь», материалов книги - новинки книгоизательства М.Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей» и др. 

В целом организаторами мастер-класса была показана осмысленная практическая работа по наблюдению, проведению, анализу и интерпретации результатов психологического обследования учеников специализированного класса.  Все участники мастер-класса в ходе заключительной рефлексии отметили высокую практикоориентированность встречи, несомненную ценность возможности совместного профессионального обсуждения и согласования процедур проведения и интерпретации результатов психодиагностического минимума, специфику представленного на встрече содержания для работы с одаренными школьниками и его новизну.

 

 

Е.В. Дёмина, к.психол.н.,

руководитель направления психологического сопровождения

развития детской интеллектуальной одаренности

ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования «ДИО-ГЕН».

           

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна