Skip to main content

Мастер-класс для педагогов-психологов «Уроки психологии в специализированных классах. Презентация рабочей тетради для учеников «Я и Мир вокруг меня» и методического пособия по психолого-педагогическому сопровождению специализированных классов»

  Для педагогов-психологов специализированных классов 20 февраля прошел мастер-класс «Уроки психологии в специализированных классах. Презентация рабочей  тетради для учеников «Я и Мир вокруг меня» и методического пособия по психолого-педагогическому сопровождению специализированных классов». Мастер-класс разработан и проводен в партнерском сотрудничестве специалистов МАОУ ЦРТДиЮ, СП «ДИО-ГЕН» со специалистами сопровождения МАОУ Гимназии №12 - Натальей Викторовной Гетман, канд.психол.н., педагогом-психологом специализированных классов и педагогом Светланой Александровной Брус.

  В работе мастер-класса приняли активное участие 41 человек из 38 образовательных учреждений  города Новосибирска и области (города Карасук, Бердск, Баган, Купино, Барабинск, п. Краснообск). Радушный прием хозяев Гимназии №12, уютный класс, оснащенный современным компьютерным оборудованием, позволили провести презентационные доклады на высоком уровне и в максимально насыщенном темпе. Кроме того, участники мастер-класса имели возможность свободного профессионального общения, обмена опытом работы по сопровождению специализированных классов.

 Участников мастер-класса приветствовала директор Гимназии №12 Юлия Алексеевна Фауст, которая рассказала об основных точках динамики развития проекта специализированных классов в Гимназии №12, отметила значимую роль комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению индивидуального развития одаренных школьников.

 В первой части мастер-класса педагог-психолог Наталья Викторовна Гетман представила свой методический опыт по проведению уроков психологии в специализированных классах, познакомила с разработкой методических пособий – Рабочей тетрадью для учеников и Компасом личностного развития, которые она успешно применяет в работе в рамках реализации Программы психолого-педагогического сопровождения. Наталья Викторовна продемонстрировала видеозаписи фрагментов уроков с учениками, на которых ребята вели работу по осознанию своих индивидуально-типологических особенностей (выраженность темперамента и его свойств), обсуждали сильные и слабые стороны вариантов индивидуального развития, возможности построения дружеских и партнерских отношений при различных вариантах выраженности темперамента. Особый интерес участников вызвали фрагменты занятий, на которых ребята работали с Компасом личностного развития – специальной картой, по которой школьники производят самоанализ своих индивидуальных психологических качеств и выстраивают задачи своего личностного развития на год. Данное направление работы, по замечаниям педагогов-психологов, особенно актуально в работе именно с наиболее способными и одаренными подростками, поскольку активно включает в психолого-педагогическое сопровождение самих ребят как субъектов процессов своего личностного роста, задействует важнейшие психологические ресурсы таких детей как рефлексивность, способность к анализу, критичность. Важно, что опыт организации психологической работы с Компасом – комплексный, - направлен на работу с ним педагога-психолога (по результатам углубленной психодиагностики), и педагога (по результатам педагогического наблюдения).

  Во второй части мастер-класса педагог  гимназии №12 Светлана Александровна Брус представила опыт применения Компаса личностного развития в качестве компонента построения личностного профессионального плана обучающихся специализированных классов. Светлана Александровна представила видение роли и места работы по психолого-педагогическому сопровождению наиболее способных и высокомотивированных учеников в процессах их профессионального самоопределения. Педагог наглядно показала способы включения результатов психологической работы учащихся по самопознанию в процессы постановки ближних и дальних целей, обеспечение дифференцированной психолого-педагогической  поддержки учащихся в условиях интенсивного обучения.

 Светлана Александровна познакомила коллег с таблицами, составленными в программе  Exell, при помощи которых проводится оперативная обработка данных  психодиагностического обследования обучающихся специализированных классов. Методы программной обработки данных позволяют сократить время на обработку массивных объема данных, дают возможность получения статистических данных по классам, обеспечивают наглядность результатов обследования – в построении диаграмм, графиков и индивидуальных профилей. Электронные таблицы данных разработаны для таких методик как:

  • характерологический теста Айзенка в модификации Т.В. Матолина;
  • шкала самооценки уровня тревожности Ч.Т. Спилберга, Ю Л. Ханина;
  • опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К.Роджерса, Р.Даймонда;
  • тест Тулуз-Пьерона.

 В завершении мастер-класса педагоги-психологи задавали докладчикам свои вопросы и высказывали пожелания. Среди вопросов звучали такие как – возможный организационный формат проведения представленной работы по психолого-педагогическому сопровождению (объем времени, содержательная модель работы педагога-психолога в ОУ, коллегиальность в работе), а также личные профессиональные интересы педагога-психолога. Педагоги-психологи отметили высокую личную и профессиональную заинтересованность специалистов Гимназии №12, которые позволяют развивать практику психолого-педагогического сопровождения наиболее способных и высокомотивированных школьников на достойном уровне/

 Всем участникам мастер-класса предоставлен учебно-методический комплект «Я и мир вокруг меня», представленный на мастер-классе, а также диск с записью программного продукта по обработке данных  психодиагностического обследования обучающихся специализированных классов.

  Встреча прошла в хорошем темпе, на едином дыхании! Участники мастер-класса единодушно отметили высокий уровень организации и проведения мероприятия (100%), его практикоориентированность (98%), а также ценность и актуальность представленной информации (100%). Вот некоторые из отзывов участников:

 

«Очень своевременно и актуально. Материалы, полученные на семинаре, нужны в работе, помогут существенно сократить силы и время. Спасибо организаторам и руководству гимназии за теплый прием».

«Огромное спасибо организаторам семинара и выступающим! Наталья Викторовна и Светлана Александровна – настоящие профессионалы! Однозначная практическая направленность встречи очень важна. Предоставленные методические материалы будут несомненно полезны в работе!»

«Прекрасно, что на каждом семинаре мы получаем конкретную помощь и толчок-вектор. Спасибо!»

«Большая благодарность Светлане Александровне за варианты обработки диагностических методик! И Наталье Викторовне – за рабочие тетради и методические разработки. Екатерине Викторовне за внимание, деликатность, доброжелательность. Очень положительные впечатления. Эмоций положительных хватит на всю обратную дорогу домой! Заинтересовали! Впечатлили! Хочется работать и применять!» 

 

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления

психологического сопровождения

развития детской интеллектуальной одаренности  ГАОУ ДОД ЦРТДиЮ, СП «ДИО-ГЕН».

Прикрепленный файлРазмер
Презентация Уроки психологии в специализированных классах, Н.В. Гетман4.56 Мб
Материалы мастер-класса С.А. Брус, Обработка диагностики1.18 Мб
Компас личностного развития и Личный профессиональный план, С.А. Брус1.43 Мб

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна